Разговаривая о политике часто бывает трудно держать себя в руках. От этого мы сами можем нагрубить близким людям и дать им повод для обиды. В здоровой коммуникации важно обходиться без упреков и высокого тона. Не стоит прибегать к выражениям «Ты такой, потому что веришь пропаганде» и подобным. Использование личной оценки часто работает в противоположную сторону и заставляет собеседника защищаться, потому что он чувствует, что на него нападают.
Чтобы быть услышанным в острой дискуссии попробуйте использовать метод ненасильственного общения, описанный в книге Маршалла Розенберга «Ненасильственное общение. Язык жизни». Прочитать книгу полностью можно здесь. Мы же кратко расскажем о самом методе.
Используя этот метод в общении с людьми следует говорить только о себе и своих личных чувствах по какому-либо поводу или событию. Например: «Я расстраиваюсь, когда я вижу новости об этом» или «Я злюсь, когда ты меня перебиваешь. Не мог бы ты дать мне минуту для того чтобы я завершил свое высказывание?»
Добавляя к фразе наши личные чувства, вместе с просьбой мы показываем собеседнику, что мы тоже уязвимы. Это позволяет найти поддержку в глазах близкого и мотивирует собеседника проявить эмпатию и поддержать нас.
Попробуйте исключить из своей речи императивы такие как: «Ты должен» и «Делай так». В общении они указывают на то, что вы ставите себя выше чем своего собеседника. Если хотите, чтобы человек что-то делал или не делал по отношению к вам и другим, то попробуйте использовать выражение «Мне бы хотелось, чтобы ты (не)».
К этой фразе также уместно вставлять ваши чувства. «Я расстроился когда ты сказал это, мне бы хотелось, чтобы ты не использовал ругательства по отношению ко мне». Не бойтесь говорить прямо, это показывает собеседнику, что вы не нападаете, но и не даете себя в обиду.
Можно ли переубедить собеседника
В привычном разговоре с родственниками, подверженными государственной пропаганде, практически никогда не удается изменить мнение собеседника за короткий срок.
Разговаривая с близкими об острых ситуациях, мы стараемся прибегать к фактам и логике, тогда как пропаганда опирается на наши чувства. За логику и чувства отвечают разные участки мозга. В итоге получается, что никто друг друга не понимает, более того, разговор часто переходит на высокий тон либо вовсе заканчивается в негативной форме и каждый остается при своем мнении.
Представьте ситуацию: вы приходите в чужой дом и говорите хозяину, что мебель в его квартире расставлена неправильно, стены сероваты, а пол с потолком необходимо срочно заменить.
Фактически-то может быть вы и правы, обои стоило бы переклеить, окна помыть, а вместо старого ламината положить новый паркет, но в глазах хозяина все это станет личным оскорблением.
Так и с убеждениями. Оценивая что-либо, даже опираясь на факты вы способны лишь нарастить раздражение между вами, а это вряд-ли приведет к каким-то качественным изменениям.
В здоровой коммуникации не следует ожидать от собеседника того, что он в миг изменит свое мнение. Вряд ли это случится за один разговор, а может и не случится никогда. Определите для себя: готовы ли вы к марафону за «мнение» вашего близкого человека и, готовы ли вы принять его таким, какой он есть, даже если «обои в его доме» уж очень серые.
Аргументы, эмоции и принятие
Если целью острой дискуссии вы ставите разрешении конфликтной ситуации, то одним из выигрышных вариантов станет отделение вашего отношения к человеку от обсуждаемой проблемы. Для этого можно поставить себя на место собеседника в данной ситуации.
В разговорах, где вам кажется фигурирует пропаганда, старайтесь задавать больше открытых вопросов, таких которые подразумевают длинные ответы. Лучше всего для этого подходит вопрос «Почему?». Например «Почему ты так считаешь?» или «Почему ты думаешь именно так?»
Аргументируйте свои доводы, но выслушивайте и принимайте мысли собеседника, пробуя не допускать в диалог агрессию. Разговоры о политике редко заканчиваются на эмоциях благодарности или радости. Но это точно возможно, если вы покажете близкому человеку, что слышите и принимаете его, даже если вы расходитесь во мнениях.